Транспорт до Аргунского ущелья ходит от Автостанции «Южная» или, как её все здесь называют — «Минутка». Заблаговременно побывав тут и сфотографировав расписание, пришёл к 8 часам утра, чтобы сесть в ту, что до села Шатой.
По плану, доезжаю до конечной остановки — села Шатой, оттуда, предпочтительно пешком, получая удовольствие от прогулки вдоль реки Аргун, до Ушкалойских башен-близнецов, а там, может и подальше, в сторону Итум-Кали. Разумеется, если по дороге меня подберёт какая-нибудь попутка, с благодарностью воспользуюсь предложением «подбросить».
Но, я же на Кавказе, а здесь планы строить можно, но лучше не рассчитывать на их безусловное исполнение. Итак, насколько бы расписание «Минутки» не выглядело информативным, всю информацию необходимо проверять на месте. И вот, придя на автостанцию заблаговременно, до 8 часов утра, узнаю:
— Да, маршрутка до Шатой ходит, но только раз в день, то ли в час, то ли в два после обеда. Водитель скоро уже появится тут, можете уточнить у него. А так, я вам советую поехать на маршрутке до Итум-Кали, она в 10 утра уходит.
Мне указали на водителя итум-калинской и он объясняет, что отъезжаем ровно в 10, несмотря на заполненность. Тут следует пояснить, что в этих краях маршрутки не отправляются с начальной остановки, пока полностью не заполнятся.
Итак, проболтавшись около двух часов в окрестностях «Минутки», сажусь в маршрутку и, всё хорошо, едем!
Считаю для себя эти два часа потерянными, но, делать нечего, решаю доехать теперь уже дальней точки, до которой планировал добраться, то есть сразу до Ушкалойских башен (ведь итум-калинская их проезжает). Обратно рассчитываю вернуться в Грозный от села Шатой.
Чем дорога запомнилась? Конечно, горными серпантинами, видами на Аргунское ущелье: всё традиционно, но очень приятно глазу человека, который в горах бывает лишь изредка.
Тем не менее, самый примечательный для меня момент произошёл на посту у селения Чишки. Полицейские, полностью в чёрной форме, бронежилетах, шлемах, численностью около десяти человек, останавливают транспорт, в том числе и нас. Проверили документы у водителя, затем, один из них пригласил выйти из салона нескольких пассажиров. Разговор шёл на чеченском и о чём речь шла, мне не было понятно, да и переживать-то было не о чем… Однако, очередь дошла и до меня. Сотрудник полиции обратился ко мне, перемешивая слова на чеченском с русским. Кажется, попросил выйти из маршрутки, об этом мне подсказали мои попутчики, кстати говоря, все местные жители. А дело оказалось вот в чём: полицейские проверяли наличие сертификатов о прививке. Ничего не могу сказать о законности такого требования в республике, но, как мне сказали, что оно было введено некоторое время назад и не привитых должны были, как минимум, высадить из маршрутки. Вот такой стимул к вакцинации. К слову, эта информация на сентябрь 2021 года.
Итак, проведя более двух часов в дороге, я попросил водителя высадить меня у Ушкалойских башен.
Описывать башни не буду. Лишь отмечу, что это восстановленный объект, обязательно включён в туристические маршруты по Чечне. Рядом действующий комплекс и ресторан для туристов «Две башни».
Отсюда по дороге я отправился пешком в сторону Шатой. Прогулка вдоль Аргунского ущелья, конечно, в удовольствие. Пройдя лёгким прогулочным шагом три километра, принял предложение от проезжающего водителя доехать до следующей локации — Нихалойским водопадам.
Хочу сказать, что на прилегающей территории выстроен комплекс с рестораном и беседками, чтобы подойти к самим водопадам, устроены металлические лестницы и переходы. Стоимость посещения — 100 рублей.
Продолжил от водопадов путь до Шатой пешком — время позволяло. Проходя по селу Нихалой, увидел мальчишку, который нёс несколько буханок белого хлеба, спросил у него, где купил? Он указал мне на неприметный дом вдоль дороги. Зашёл туда, там пекарня, купил горячий, ароматный белый хлеб всего-то за 15 рублей.
Дорога вдоль трассы удобная, асфальт, деревянных домов нет вовсе, только современная типовая блочно-кирпичная застройка.
Так я и дошагал до Шатой. Несколько раз встречные машины тормозили передо мной, видимо полагали, что я заблудился, ищу какие-нибудь достопримечательности, предлагали подвезти обратно к водопадам или башням.
Автостанцию в селе просто так было не найти, сельчане охотно подсказывали дорогу, повторяя, что раньше она была расположена более удобно, прямо на трассе, а теперь там, кажется, мечеть выстроили. К моему приходу шатойская маршрутка из Грозного ещё не прибыла.
Ещё находясь на «Минутке», отыскал водителя шатойском маршрутки и он мне дал номер своего телефона и представился : « Меня зовут Саид. Будешь возвращаться, позвони, чтобы я тебя захватил в Грозный. Где-то в 4-5 дня поедем».
В итоге, я добрался немного пораньше, определяюсь, что буду ждать Саида, ко мне подходит таксист.
— Зря ждёшь! Он не приедет, поехали со мной!
Решаю показать свою осведомлённость и что не желаю попасть на обычные уловки таксистов.
— Ага, конечно, не приедет! Мне Саид сказал, что привезёт пассажиров с Грозного, а потом, ещё обратно успеет. Я знаю, что приедет! Буду ждать Саида!
— А я и есть Саид, поехали со мной!
Наступает пауза. Ох, таксисты везде одинаковы, назовутся хоть Саидами, лишь бы подобрать незадачливого туриста.
— Ну и за сколько везёшь, «Саид»?
— Недорого. Двести.
Действительно — недорого, на 50 рублей дороже, чем было бы на маршрутке. Недолго думая, сел к нему на переднее сидение четвёртым пассажиром. Ехали, разговорились. Обычно за такими разговорами много узнаёшь интересного, о чём в путеводителях не прочитаешь… Расстались в хорошем расположении друг к другу. Водитель протянул мне визитку с номером телефона, на всякий случай. На визитке крупными буквами было написано имя её владельца: САИД.
Валентин Якубович