По следам этого путешествия по Лаосу я также сделал видео (HD, 17 минут). Оно отчасти пересекается с рассказом, но многое из того что здесь описано показывает более динамично. Рекомендую по прочтении отчета обязательно посмотреть и его.
Наш самолет лаосских авиалиний рейсом из Куала-Лумпур делает красивый разворот над Луанг Прабангом, показывая Меконг с высоты.
Мое сердце сильнее бьется в груди. Здравствуй мой давний друг! Сколько лет я ждал очередной встречи с тобой!
Самолет подруливает к аэровокзалу (LPQ). Выглядит он вполне солидно и даже стильно.
До появления в 1975 году Лаосской Народно-Демократической Республики, в Луангпхабанге (Luang Prabang, Louangphabang) жил Король Лаоса. Позднее столица Лоаса переехала во Вьентьян (Vientiane). А город, название которого в литературном переводе означает не иначе как «Королевский Образ Будды» превратился в милую обитель культурной и духовной жизни Лаоса.
Ради этого тихого шарма я намеренно выбрал Луан Прабанг местом для прилета в Лаос. В отличие от также расположенного на Меконге, почти миллионного Вьентьяна.
Не будет лишним отменить, что Луанг Прабанг находится в списке Мирового Наследия ЮНЕСКО. Такой чести удостоены лишь три места в Лаосе. Два других это Ват-Пху (Vat Phou) и Долины Кувшинов (Plain of Jars).
Виза в Лаос не требуется, и пограничные формальности прошли быстро.
Меняем немного денег в аэропорту. В ходу лаосские кипы (LAK). Вот курс обмена лаосских кип к доллару, евро и другим валютам.
В туристических местах можно расплатиться также тайскими батами или долларами по завышенному курсу. В провинции признают лишь лаосские кипы. Карты даже в больших городах принимают далеко не везде. Снять наличные с банковской карты проблема вне крупнейших городов. Оптимально приезжать в Лаос с тайскими батами или долларами.
Первая наша попытка потратить свежеобмененные кипы оказалась не простой. Поскольку автобусы из аэропорта Луангпрабанга в город не предусмотрены, прорвавшись через толпу таксистов, мы отправились ловить транспорт на большую дорогу. Рикш, машин было множество, но проблема оказалась в головах водителей. Я уже рассказывал раньше, как перед восхождением на Казбек мы столкнулись с картельным сговором грузинских таксистов. Здесь ситуация была похожей, разве что грузинский темперамент сменился лаосским непроницаемым безразличием.
Мы примерно знали цену проезда от аэропорта до города. Цену для местных. Но на протяжении 15-ти минут ни один водитель не согласился нас по этой реальной цене везти. В их голове относительно нас был четко прописан ценник для «белых туристов». При меньшей сумме водители флегматично отказывались, даже если ехали пустыми. Вести торг с нами, казалось, для них является излишним напряжением ума.
Это было неожиданно. Лаос представлялся мне скромной страной с достаточно низкими доходами. Экономика страны в упадке, большинство товаров привозные из Таиланда и Китая, в стране бедность и безработица.
Между собой у нас вышел даже небольшой спор. Мой попутчик Алексей прилетел с чемоданом. Ему хотелось куда-нибудь пристроить его как можно скорее. Он был готов на любую цену.
Меня же несговорчивость водителей только еще больше заинтересовывала, и я настаивал, чтобы исследование продолжалось. Только авторитет бывалого путешественника и обещания договориться о хорошей цене позволили мне получить дополнительный 10-ти минутный кредит в этом деле.
Кстати, мои подписчики в ВКонтакте регулярно интересуются, а как можно куда-то отправиться вместе со мной. Никаких проблем. Вот Алексей, пришел знакомиться на нашу Travel-Баню, а через пару недель мы с ним уже встретились в Малайзии и вместе летели в Лаос.
К каким результатам исследования я пришел? Луангпрабанг сегодня, это очень популярное место для европейцев, китайцев и прочих международных туристов. Туроператоры завозят сюда клиентов чартерами напрямую. И это сделало и без того неспешных местных лаосцев эдакими ленивыми котами, которые знают что хозяин и так покормит, а богатые туристы денег принесут.
Такая ситуация, к сожалению, не только с транспортом. Выбирая жилье, мы столкнулись с таким же способов ведения переговоров. Даже если отель полупустой, при попытке торговли и упоминания цены ниже прайса, они как бы замирают, пропускают это мимо ушей. Или с совершенно застывшим выражением лица говорят и показывают что «нет», и никаких обсуждений вестись на эту тему не предполагается.
На базаре или ночном рынке торговля велась как обычно в Азии, но тоже нехотя.
Единственным способом, который срабатывал в переговорах по цене, были затяжные переговоры, когда на отказ приходилось менять тему разговора и «заходить на еще один круг».
Почему так много об этом пишу. В Азии я уже привык торговаться и делаю это с удовольствием. Для местных это не только про деньги, но и возможность общения. В Луанг Прабанге я столкнулся с неким разрывом шаблона. С одной стороны небогатая страна, но цены на практически всё завышены, местные жители сильно интровертированы. Общаясь с приезжими, ведут себя «у себя на уме» как с формальными клиентами. Чтобы добиться открытого, душевного общения, надо до них еще постараться «достучаться». Это Вам не Грузия и Армения))