Я не различу французского французского языка от бельгийского французского. Но то КАК говорят в Бельгии мне нравится. Живя в многоязыковом (как минимум трех-языковом, а в школе учат еще и совсем иностранный, например испанский) пространстве они не просто говорят, используя язык как средство коммуникации, они языком играют. И так во многом. Им скучно жить в плоском мире определенности, и они заполняют собою все доступное между культур пространство. А между 1 и 2, как известно лежит целая бесконечность.
Они могут перевернуть все с ног на голову просто так.
— Зачем вы перевернули рояль, так же играть не удобно?
— А мы его перевернули так, просто потому, что так еще не пробовали.
Совмещение в одном пространстве как бы разнополярного и несовместимого, вот основной «прорыв их творчества». Напротив церкви запросто работает магазин по уходу за кожаными аксессуарами садо-мазохистской направленности, или писсуары расположенные прямо на стене храма.
Невольно заражаешься таким «творчеством», примечая все больше подобных ракурсов: Вот просто репортерское фото.
А это — уже «современное искусство».
Сегодняшняя Бельгия все дальше движется за границы и нормы внутренней целостности и традиционности, которой как мы помним из истории формирования Бельгии как государства и так не всегда было с избытком. Плавая меж берегов — несет по течению.
А иначе при рыночной экономике и быть не может.
Даже очень хорошее и проверенное надо «улучшить», иначе его под видом нового и прогрессивного уже не получится еще раз продать…
Еще немного прогуляемся улицами Антверпена.
И обнаружим на набережной необычное устройство. Это ворота, которые на случай подъема воды в реке Шельда (она же Эско) можно закрыть, чтобы не пропустить воду в город.
Жизнь города разнообразна и неспешна.